Zero block
Click „Block Editor” to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch

ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Проект является частью «Недели памяти» — ежегодного цикла мероприятий в России, приуроченных к Международному дню памяти жертв Холокоста 27 января. Организаторами «Недели памяти» выступают Российский еврейский конгресс (РЕК), Правительство Москвы, Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) и Центр «Холокост»
В конце 1940 года в Варшаве было создано еврейское гетто, которое просуществовало до 16 мая 1943 года.
Гетто стало крупнейшим в Европе и в период наибольшего заселения в нем находилось по разным оценкам от 410 000 до 460 000 человек. Условия проживания были тяжелейшими.
Начиная с июля 1942 года началась депортация и массовое убийство евреев из Варшавского гетто, которое имело кодовое нацистское название Grossaktion Warschau («Великое действие» или «Большая Акция»).
К моменту принятия решения о ликвидации в начале 1943 года население гетто сократилось примерно до 56 тыс. человек. Часть оставшихся в живых людей решились на восстание, которое продлилось 27 дней и стало одним из первых вооруженных сопротивлений городского населения в оккупированной Европе. Но восстание не имело шансов на успех.

Этот проект - попытка раскрыть всю правду об одной из самых страшных страниц в истории Холокоста.
За этой стеной находилось гетто. Пятьсот тысяч человек — все «неарийское» население польской столицы и десятки тысяч семей из провинции — были загнаны на территорию в 307 гектаров и не смели покидать ее под страхом смерти. Кара грозила и «арийцам», решившимся проникнуть в гетто без разрешения немецких властей. Пешие и моторизованные патрули польской полиции, немецкой жандармерии и СС ловили людей, пытавшихся пробраться за стену, и пристреливали их на месте или, зверски избив, забирали с собой.
Варшавское гетто было целым городом, большим городом, похожим и в то же время жутко не похожим на другие города мира. Здесь было самоуправление во главе с «юденратом» (еврейским советом), была и еврейская полиция — «служба порядка» — в форменных фуражках, с желтыми повязками на рукавах и с резиновыми дубинками в руках. В гетто работали театры: «Фемина», «Новый камерный театр», «Одеон» — на польском языке, «Новый Азазель», «Эльдорадо», «Мелоди-палас» — на еврейском; были открыты рестораны, кафе, играли оркестры; издавалась «Газета жидовска» — орган юденрата на польском языке.
На грязных улицах гетто, переполненных людьми, царили толкотня, шум, перебранка. Кричали нищие и торговцы, спешили рабочие и служащие, дельцы и люди неопределенных занятий, прохаживались крикливо одетые щеголи, многие были в застегнутых наглухо плащах и пальто, скрывавших отсутствие на теле белья. На тротуарах не хватало места, и пешеходы заполняли мостовые, мешая движению конных повозок, «рикш», детских колясочек (ставших распространенным видом грузового транспорта) и «еврейского трамвая» — конки, которая с улиц Варшавы исчезла несколько десятилетий назад. Тротуары были завалены горами отбросов и нечистот, так как канализация вышла из строя, а телег и тачек для вывоза мусора не хватало.


Отрывок из книги историка Валентина Алексеева «Варшавского гетто больше не существует»
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
О ВАРШАВСКОМ ГЕТТО
По данным музея Варшавского гетто (Польша)
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О ВАРШАВСКОМ ГЕТТО
Смотрите онлайн с 25 по 31 января
НЕОКОНЧЕННЫЙ ФИЛЬМ
Режиссер: Яэль Херсонски
Германия, Израиль, 2010 год
Найденные в нацистских архивах пленки помогают понять механизм, с помощью которого была организована жизнь в Варшавском гетто. Ведь именно эти образы сформировали наш взгляд на исторические события тех лет.
В основе фильма — анализ кинофрагментов незаконченного немецкого пропагандистского фильма 1942 года под названием Das Ghetto, «Гетто» с изображением Варшавского гетто за два месяца до массового истребления его жителей в ходе операции, известной как Большая Акция. Кинофрагменты 1942 г., которые изначально считались документальными, оказались пропагандистской постановкой, призванной изобразить жизнь в гетто так, чтобы иллюстрировать основные тезисы антисемитской пропаганды.
Документальный фильм содержит интервью с выжившими жителями гетто, а также рассказ Вилли Виста, одного из кинооператоров, который снимал сцены для фильма Das Ghetto. Премьера фильма состоялась на кинофестивале Sundance 2010 года, где он был удостоен награды за лучший монтаж. На фестивале Hot Docs в Торонто фильм получил награду как лучший полнометражный зарубежный фильм.
ВАРШАВА. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОРОД
Режиссер: Эрик Беднарский
Польша, США, 2019
Редкие кадры, снятые по обеим сторонам от стен Варшавского гетто, которые десятилетиями лежали в хранилище, оживают в этом фильме.
10-минутный материал был снят в 1941 году на 8-миллиметровую пленку 30-летним польским коммерсантом Альфонсом Циолковским, после того как ему был предоставлен пропуск в гетто. Необработанные кадры, чередующиеся с кадрами современной Варшавы и интервью с экспертами и выжившими, документируют ежедневные ужасы жизни в гетто военного времени.
Семья Циолковских хранила пленку на протяжении десятилетий, пока Беднарский не открыл ее, когда 15 лет назад начал снимать фильм.
«Мы видим людей на улице. Мы видим частично разрушенные здания. Мы видим, как дети контрабандой переправляют еду с арийской, как ее называли, стороны на еврейскую сторону. Отчаянные дети, которые голодали, которые проталкивали еду через отверстие в стене» (Эрик Беднарский).
ВАРШАВСКОЕ ГЕТТО: РАБОТА ПАМЯТИ
читать, смотреть и рассказать детям — три простые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сохранить память о трагедии Холокоста и не допустить ее повторения
ЧАСТЬ I - ЧИТАТЬ
Писатель и поэт Линор Горалик читает очерк Василия Гроссмана «Памяти восстания в Варшавском гетто».
В 2020 году очерк Василия Гроссмана «Памяти восстания в Варшавском гетто» был обнаружен в Государственном архиве Российской Федерации во время работы с материалами фонда Еврейского антифашистского комитета и газеты «Эйникайт».
Написанный в апреле 1948 года к пятой годовщине начала восстания в Варшавском гетто, он пролежал под спудом более 70 лет, разделив судьбу многих свидетельств о Катастрофе.
ВАСИЛИЙ ГРОССМАН — «ПАМЯТИ ВОССТАНИЯ В ВАРШАВСКОМ ГЕТТО»
Читать полный текст
В [славный] день освобождения столицы Польши Красной Армией я переправился из Праги в Варшаву. По сравнению с трагическими развалинами Варшавы, оставшаяся на восточном берегу Вислы Прага, бывшая местом долгих, тяжелых боев, казалась благополучной, целой, почти не пострадавшей. Скелеты сгоревших варшавских домов, развалины, зияющие пустые глазницы окон, оборванные провода и вывороченные из земли стальные трамвайные рельсы, костры среди [некогда прекрасных] площадей и улиц, толпы не имеющих крова людей…

Казалось, в Варшаве истребительное бешенство германского фашизма достигло своего высшего предела. Но когда сквозь пролом в кирпичной стене, обвитой терновым венцом колючей и ржавой проволоки, я вошел в Варшавское гетто, мне открылась картина разрушения, поистине ни с чем не сравнимая. В гетто не было скелетов домов и зияющих пустых окон. В гетто не горели костры и бездомные не грели озябшие руки в их дымном пламени. Застывшее мертвое море раздробленного, искромсанного кирпича и тишина над пустым, холодным камнем. Глубоко под сотнями тонн смерзшегося камня лежали солдаты Варшавского гетто… Сорок дней сотрясалась Варшава от грохота пушек, от взрывов авиационных бомб, от лязга танков и скрежета пулеметных очередей.

Мужчины, дети, женщины восставшего Варшавского гетто сорок дней сражались против регулярных пехотных дивизий немецко-фашистской армии; [боевые батальоны восставших,] поднимаясь в атаки, вклинивались в порядки фашистских войск, [прорывались из гетто в глубину варшавских улиц,] отбивали танковые натиски, выдерживали удары тяжелой бомбардировочной авиации. Сорок дней и сорок ночей продолжалась эта битва.

И чувство горя охватило меня. В тот миг, подумал я, когда кончается сражение, реальность его продолжает жить в сердцах бойцов, в их воспоминаниях, в их рассказах, они уносят в себе весь жар, все пламя, всю страсть отгремевшего боя, он продолжает жить в их памяти, в их глазах. Но ведь здесь, в гетто, нет оставшихся в живых — кто же расскажет о великих днях страдания и славы?

Доктор Морис Каплан служил капитаном в медицинском корпусе. После окончания войны он отснял несколько цветных пленок Agfa, документируя военный ущерб и перемещенных лиц по всей Европе. Долго я ходил среди молчащих развалин, пока встретил человека. Маленький, узкоплечий, с запавшими, заросшими темной щетиной щеками, в длинном, превращенном в лохмотья балахоне, держал он в руке детскую корзиночку из цветной соломки, и большие, темно-карие глаза его были полны драгоценной влагой печали и мысли. Он уходил из Варшавы в сторону Лодзи и зашел в гетто, чтобы унести с собой на родину горсть серого легкого пепла, собранного им под стеной, у которой эсесовцы сжигали тела повстанцев. Я долго смотрел ему вслед — маленькая чаплиновская фигурка одиноко двигалась в зимнем тумане, среди молчащего камня, и детская круглая корзиночка тихонько покачивалась в такт движению. Видимо, этот маленький, чудом уцелевший человек, имени которого я не помню, и был первым пришедшим, после освобождения Варшавы, на развалины гетто, чтобы поклониться памяти погибших солдат восстания.

И ныне, в пятилетнюю годовщину восстания, маленькая, оборванная фигурка Лодзинского чулочника, уносящего в соломенной корзинке горсть пепла, представляется мне символом живой народной памяти, на веки веков вписавшей, принявшей в себя самую горькую и самую гордую страницу еврейской истории.

Но сражению в Варшавском гетто суждено стать не только страницей истории еврейского народа. Много было сражений, потрясших людскую память огромностью масштабов, сложностью военных замыслов, блеском осуществления этих замыслов, сражений, которыми гордятся нации, государства, военные историки, армии.

Но есть битвы значимей Канн и Трои, Трафальгар и Аустерлица, Тевтобургской и Верденской. Это битвы бесконечно большего значения, битвы за свободу человека — [такие] битвы, [гордость ими] — достояние не отдельного государства и народа, они — достояние [трудового] человечества. Их урок вечен.[Это битва Спартака, битва Парижской коммуны, это Сталинградская битва ] В ряд [таких] сражений за свободу и достоинство человека станет битва Варшавского гетто. Солдаты Варшавского гетто! Вы стоите в строю бессмертных! Вы бессмертны, как бессмертна [народная] свобода!
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ

В 1947 году в Москве должна была выйти книга, подготовленная известнейшими советскими литераторами и журналистами (Маргаритой Алигер, Вениамином Кавериным, Рувимом Фраерманом, Виктором Шкловским и другими) под руководством Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга. По замыслу Эренбурга, в этот сборник должны были войти «рассказы спасшихся евреев, свидетелей зверств, немецкие приказы, дневники и показания палачей, записки и дневники укрывшихся. Не акты, не протоколы, а живые рассказы должны показать глубину трагедии». Увы, по политическим причинам публикацию запретили, а многих из тех, кто работал над «Черной книгой», репрессировали. Почти семьдесят лет спустя в нашей стране наконец выходит этот уникальный сборник. «Мы дали целый ряд человеческих судеб… Это крик человеческой души», — так отзывался Василий Гроссман о страшной и величественной «Черной книге».

Черная книга
Гроссман В., Эренбург И.
ЧАСТЬ II - СМОТРЕТЬ
О главных фильмах, посвященных Варшавскому гетто и Холокосту, рассказывает киновед и историк кино Наум Клейман.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ
ПИАНИСТ
Год: 2002 Страна: Великобритания, Франция, Германия, Польша Режиссер: Роман Поланский В ролях: Эдриан Броуди, Эмилия Фокс, Даниэль Кальтажироне

Фильм снят по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из лучших пианистов Польши 30-х годов прошлого века. Главный герой фильма — Владек — занимается искусством до тех пор, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные повязки, а через некоторое время отправляют в концлагерь.
ЖЕНА СМОТРИТЕЛЯ ЗООПАРКА
Год: 2017 Страна: США, Великобритания, Чехия Режиссер: Ники Каро В ролях: Джессика Честейн, Йохан Хелденберг, Даниэль Брюль

Реальная история отважного подвига смотрителей Варшавского зоопарка Яна и Антонины Жабинских, давших убежище и сохранивших жизнь более, чем 300 евреям во время II Мировой войны. Ежедневный риск и опасность осложняются для Жабинских взаимоотношениями с бывшим другом семьи, а ныне высокопоставленным нацистским чиновником Лутцем Хеком, влюбленным в Антонину.
фильмы доступны в крупных онлайн-кинотеатрах
ЧАСТЬ III - РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ
Как разговаривать с детьми о Холокосте?
Объясняет Марина Аромштам - писатель, журналист, педагог.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ С ДЕТЬМИ

Для совместного прочтения и обсуждения с детьми рекомендуем книгу «Тысячи жизней Ирены Сендлер».
Это пронзительный графический роман о сострадании, смелости и героизме, основанный на реальных событиях.
Вторая мировая война. Ирена работает в службе социальной помощи и, как может, помогает евреям выживать: находит для них вещи, еду и лекарства.... Но однажды она упускает возможность спасти ребенка. Это толкает ее на отчаянный шаг: вместе с единомышленниками она принимается вывозить из гетто и прятать еврейских детей в приемных семьях под новыми именами...
Это вдохновляющее художественное переосмысление жизни и подвига Ирены Сендлер, польской активистки Сопротивления, спасшей 2500 еврейских детей из Варшавского гетто.
Ирена Сендлер удостоена звания «Праведник народов мира», награждена орденом Белого орла и была номинирована на Нобелевскую премию.

«Тысячи жизней Ирены Сендлер»
Жан-Давид Морван, Давид Эврар и Сервин Трефуэль
Подробнее об истории Варшавского гетто читайте на следующих ресурсах
ОРГАНИЗАТОР
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Made on
Tilda